Интервью, околодокументальные истории

Ниже:

О рок-бард фестивале Балаклея'99
Новогодняя история
Интервью у Михаила Калинцева (солло-гитарист "П-ц котенку")
Интервью Вени Дркина газете "Рок-н-Роллер"

Журнал "ДАО У ВЭЙ": #1, #2 (в формате doc, компрессия - zip)

 

О рок-бард фестивале Балаклея'99

Л.Свидригайлова

Для начала - небольшой комментарий. Со 2 по 4 июля 1999 года в Харьковской
области, под селом Чепель, прошел совершенно свеженький рок-фестиваль.
Официальное название - "Русский рок против бездушия, мондиализма и гедонизма".
Неофициально его называли по-разному: "Ебеня-99", "А ну-ка доберись!" и
так далее. У некоторых участников сложилось впечатление, что фестиваля как
такового не было: не было мастерских, не было концертов. Просто слет хороших
и интересных людей. Проблем было немало. Во-первых, далеко добираться. Сначала
от Харькова на электричке до Балаклеи, потом от Балаклеи на автобусе до Чепеля
(автобус, к слову сказать, ходил крайне редко и был забит всегда под завязочку),
а потом по полевой дороге еще километров пять-семь пешком. Во-вторых,
схема-карта, как добираться от Чепеля, была сорвана какими-то панками и забрана
с собой. Причем существовала эта схема буквально в двух или трех экземплярах.
Очень далеко от населенных пунктов, поэтому возникали насущные вопросы: где
купить сигарет, например. Родник тоже был далековато, да и вода в нем была
неважнецкая, ничем не лучше, чем в речке... Но тем не менее все было, по
моему скромному мнению, очень хорошо и душевно. Красивое место, прекрасная
речка, солнечная погода, замечательные люди. Впрочем, пусть лучше живые
участники фестиваля сами все расскажут, чтобы взгляд на фестиваль не был
однобоким. Беседа проходила в городе Белгороде, на квартире Олега Гончаренко.
Список участников - в конце. Итак...


- Как родилась идея фестиваля?
Н.: Идея фестиваля родилась в Эсхаре в составе Володи Аникина, Дюши
Стахурской и группы товарищей...
Т.: И Андрея с простой фамилией...
Н.: И Андрея с простой русской фамилией, из клуба русского же рока. На
самом деле идея родилась по той простой причине, что появился очень
интересный фестиваль вроде бы как в палатках, вроде бы как КСПшники, то
есть действительно располагает к нормальному... в Старом Осколе. Менты
объявили фестивалю войну, делали фестивалю целый ряд каверз, довели
финансирование до полного нуля и вычеркнули из списков мероприятий города.
Поскольку мы в состоянии войны, на всякий случай нужно запасное тыловое
укрепление на сопредельном государстве. Им стала Балаклея. Концептуальная
идея та же самая, просто другое место, другое проведение. Название дали очень
длинное, выспренное, на самом деле...
- А ну-ка доберись...
Н.: На самом деле двусмысленно...
Т.: А ну-ка доберись, догонись...
Н.: На самом деле такие дела очень нужны, а кто ими занимается? Никто
не занимается. Луферов по-своему занимается, но меня туда не пустят... У них
отсутствует идеологическое клише...
- Расскажите по поводу организации: как оповещали и тому
подобное:
Н.: Оповещали: через газету "Рокэнроллер" - раз, через ряд московских
рок-н-ролльных тусовок - два, через Интернет - три, через фестиваль
"Оскольская Лира"... Наверное, в следующий раз усилим в 10 раз.
А.: Тем более что люди, судя по всему, разошлись, одни в одну сторону, другие
в другую.
- Какие накопились претензии к организации?
Н.: Может быть, не стоит так расслабляться в первый день... в следующий
раз предполагается устроить какую-то организацию.
- Тогда какие планы на будущее?
Н.: Так как фестиваль организовался вдали от правоохраняющих органов,
он был отправлен в весьма далекие края, далеко от цивилизации, на лоно
природы. Необходимо было для вольных путешественников, рок-бардов,
идущих туда, дать более конкретные инструкции, как доходить, чисто
визуальные схемы, наверно, в газете, прессе типа "Рокэнроллера".
- Вопросы к Олегу как к ответственному человеку...
Г.: Первое: недостатки. Андрей - человек, который явно полез не в свое
дело. Он абсолютно не знает характерные особенности той тусовки, с
которой он сотрудничает. Про деньги на автобус - это яркий пример, и вообще
про деньги. Зная прекрасно, что у народа денег нет, нельзя требовать от них
черт-те чего: мол, "почему без денег приехали, вы же взрослые люди, должны
понимать, что в этом мире не делается ничего бесплатно".
А.: Основная проблема не в этом, единственная проблема в том, что до
Чепеля далеко ходить, а там уже ничего не возило.
Г.: Пример показал Вова Аникин, знающий особенности, который рисовал
стрелки мелом, как дойти до фестиваля, организовывал встречу, хорошо
соображающий в административных делах...
Н.: Просто еще один тезис я скажу... Принципиальное отличие от
предыдущего фестиваля, которое я предполагал, от фестиваля "Эсхар". Кроме
того, что там другая стилистика, что там на сцену не просто так выпускают
людей, там еще были вещи, которые меня в свое время взбесили. Среди наших,
может быть, неплохих мэтров неплохой поэзии КСПшного жанра... в их среде
меня убивает одна вещь. Когда был самый запрещенный фестиваль "Оскольская
Лира", когда его в город перетащили, разгоняли всех ментовскими дубинками,
полностью поставили вне закона... на следующий год приезжаю - их не было
ни одного вообще. Спрашиваю: "А что вы не приехали?" Они начинают какие-
то умные рассуждения - а зачем нам вообще это нужно? Это город-неудачник,
люди - плохие организаторы, а мы вообще такие вот талантливые туда просто
отдыхать приезжаем. Мы приезжаем отдыхать, а там никаких условий для нас
нет. Пусть сами расхлебывают. Мне кажется, что акцентирование на неудачах
фестиваля - это становление в один ряд с КСПшниками.
Г.: Еще. На официальных фестивалях тебя обязанности заставляют сидеть,
выслушивать людей, ты серьезно относишься к работе мастерской. А на этом
фестивале все скажут в лучшем случае: "О, хорошо! Теперь давайте слушать
следующего". И ребята не знают, что им думать о своем творчестве.
Н.: Я сам сказал, что фестиваль не был организован как фестиваль. На
самом деле это пока был слет на берегу реки, но в фестиваль его
переорганизовать элементарно. Туда съехались творческие люди из разных
городов, которые так просто на вылазку не поедут, можно было поехать куда-
нибудь поближе. Там не было работы мастерских, это другой вопрос. Мне
кажется, тут нужен будет чисто организационный центр, кто-то может вести
мастерскую, кто-то должен всех людей стащить в одно место на пинках, чтобы
было одновременно, не ходить по всему лагерю и орать: "У нас мастерская!"
Нужны люди, которые занимаются конкретно организацией процесса
фестиваля. Я не буду заниматься организацией созыва на мастерскую. Еще надо
было провести день концертов: там идет концерт Коноплева и т.д.
Ф.: Короче, надо было провести фестиваль. Провели что угодно, только не
фестиваль.
Н.: Для того, чтобы второй блин был не комом, первый просто необходим
чисто по счету.
Ф.: Я небольшое отступление позволю себе сделать. Мы проводили
фестиваль в прошлом году в Москве, на квартире, он шел три дня. Почему это
был именно фестиваль, а не просто - толпа собралась. Вот если бы мы провели
его именно так... Там была бы большая квартира, 70 человек, все побухали, кто-
то где-то играет, кто-то на кухне (я говорю по аналогии), кто-то в другой
комнате слушает. Было не так, была одна комната, в которой стоял аппарат,
играл человек, его сидели-слушали не все, остальные могли там общаться - тот
же принцип, только без природы, а в условиях города. Любая организация, если
она организует фестиваль, с этого и должна начинать. Программа. Не надо
сцены, зачем ставить сцену, пусть это будет костер. Программа должна быть, а
этого не было. А уж потом - автобусы-троллейбусы.
- Но ведь что-то хорошее было?
(Хором)
Гопоты не было, местных не было.
Местные были, но хорошие.
Рыбой угощали, уху варили.
Природа хорошая и так далее. Погода не подвела.
Т.: Очередной раз послушали того, кого хотели послушать, очередной раз
увидели того, кого хотели увидеть, пообщались, познакомились с теми, с кем
стоило познакомиться.
Г.: После этой акции еще больше захотелось поехать на следующую.
А.: Масса стрелок на Лире уже, место встречи изменить нельзя теперь.
Г.: Опять же, многие приобрели кассеты, например, "Тропы". Я там
назаписывал кассет, песен хороших, пусть они расходятся по стране, что,
собственно, и надо.
Н.: Для меня самое важное, что усилилась надежда на то, что реальное
дело будет продолжаться в любых формах, с любым названием.
- Перечислите тех, кто был на этом фестивале...
Г.: Ну, начнем с тех, кто здесь присутствует. Алексей Фомин, Александр
Непомнящий, "Тропа", Стася, Джонник - с двумя "н" пишется, Володя Аникин.
Н.: Романа Коноплева назвали? Валерий Фарафонов, известный в Курске
как Джон.
Т.: С народным непечатным хитом...
А.: "Просто что-то не так", можно сказать.
Н.: С панковской песней, которую все скоро услышат, и, возможно, она
станет гимном целого поколения. Правда, не дай Бог, конечно...
Г.: Из Белгорода группа "Кольцо Нибелунга". Джонник - группа "СФ",
расшифровывается как "Сигареты с фильтром".
А.: Серега Кинчев там песни спевал. Из Старого Оскола.
Вик, Попс. Но они там не пели ни хрена.
Н.: Фестиваль продолжался на территории города Харькова, была
проведена творческая встреча с местным населением и еще творческая встреча
известных бардов Алексея Фомина и Владимира Аникина с местными
антифашистами. И два концерта было.

В беседе участвовали:
Н. - Александр Непомнящий
Г. - Олег Гончаренко
Т. - Сергей Таратайко ("Тропа")
А. - Олег Автономов ("Тропа")
Ф. - Алексей Фомин
Стася - присутствовала, но по веским причинам в беседе участия не
принимала
Вопросы задавала (если так можно выразиться) Леля Свидригайлова.

 

 

Новогодняя история

Л.Свидригайлова

Сибирь, Томская область, маленькая деревня. Канун Нового, 1988, Года

 Типа часть первая (винно-водочная).

Посреди большой деревенской комнаты стоит обтрепанный диван. У него вообще своя, отдельная история: кто-то говорил, что он остался еще от царского режима, от какого-то барина, что, в общем-то, сильно похоже на правду. Кто-то говорит, что один высокий военный начальник после первой мировой привез такой трофейчик себе из Германии, спер из дома какого-то богача. Это еще меньше на правду похоже. Вокруг дивана сидят местные деревенские мужички, пьют водку; двое молодых, как это сейчас называется, "рок-бардов", тоже пьют водку; двое детей, двенадцати и семи лет, водку не пьют. Кто-то скручивает собачью ножку, кто-то просто так, типа закусывает. На самом диване сидит молодой человек с гитарой, уже совершенно непонятного вида: волосы дыбом, под глазом фингал, рубашка разорвана, и так далее, и тому подобное. Перед ним на столике стоит пузырь с водкой, который по ходу действа из абсолютно полного непонятным образом становится сначала на треть, потом наполовину, а после и вовсе пустым. Напротив молодого человека стоит древняя кинокамера, на которую все снимается. Стоит очень близко к поющему, даже, наверное, слишком близко... Наконец бутылка опустошается, концерт заканчивается. Молодой человек аккуратно откладывает гитару, встает с дивана и... падает прямо на видеокамеру... Дальше шум, грохот,
неразбериха, в объективе непонятные пьяные рожи и так далее...

*****
Тем "молодым человеком с гитарой" был Александр Башлачев. Через два с
чем-то месяца его не стало...
Я видела эту запись, уже в видюшном формате. Качество не ахти, но не в
этом дело. Ибо, несмотря на изрядно поддатое состояние главного героя, он
ни до этого, ни после этого никогда ТАК не пел. Это подтверждают и люди,
знавшие его, которые были на том деревенском квартирнике (домушнике,
избяннике - кому как больше нравится).
________________________________________


Типа часть вторая. Бело-горячечная.

Вскоре после событий, описанных в первой части.
Первый вечер без выпивки. Всех клинит. Три молодых "рок-барда", скучая,
смотрят в окно. За окном - метель. Один, самый юный, задумчиво крутит
"собачью ножку". Второй сидит и что-то черкает в тетрадке. Третий, угрюмый
молодой человек с черной бородой, художник по образованию и по призванию,
весьма натурально изображает на стенке древесным углем бутылку водки.
- Послушайте! - восторженно вдруг восклицает тот, что черкал в тетрадке. -
А давайте что-нибудь такое придумаем, сказку какую-нибудь!
- Например? - уныло спрашивает чернобородый.
- Ну, слушайте...
Однажды в одной деревне жили двое, парень и девушка. Хорошо себе жили, даже
уже пожениться собирались, и вдруг...
Ну, сидят они у печки там, голубятся, шерочка с машерочкой. А зима еще,
холодно, дело все на севере происходит, ветер там дует, вьюга, снег кружится,
воет что-то в трубе. И тут слышат они стук в дверь.
- Кто там?
Молчание.
- Я спрашиваю, кто там?
Молчание.
Парень подходит к двери, открывает ее, но на пороге никого. Он садится к
печке, они с девой там продолжают голубкаться, шарманиться и все такое
прочее. Вдруг опять стук в дверь.
- Кто там?
Молчание. Только вьюга завывает.
Тогда парню надоело все это дело, он и говорит:
- Кто бы ты ни был, не стесняйся, заходи - посмотрим хотя бы, каков ты
есть!
Ну, тут и началось. Открылись все окна, вьюга ворвалась в комнату, все
свечи потухли, а по всем углам замелькали такие злые-злые огненные глаза...

- Хватит! Совсем не страшно!
Вечер продолжается. Трое молодых скучающих по-прежнему сидят. Все темнеет.
Свеча уже еле горит. И вдруг... стук в дверь!
- Кто там? - уныло спрашивает чернобородый.
Молчание.
- Я спрашиваю, кто там?
Молчание.
- Ну, раз ты так, то и греби отсюда!
И вдруг... раскрываются все окна, свеча гаснет, домом овладевает вьюга.
Бывшие скучающие с диким воплем отворяют дверь и бегут в ночь. Останавливаются
на пороге дома деда Назара, где горит свет, пьют самогон и вообще веселятся.
И вдруг замечают, что их всего двое.
- Юр, а Юр! - тоскливо лепечет самый юный герой истории. - Что делать будем?
- А что?
- Сашка-то... он же Там остался!
Они осторожно, крадучись, подходят к неприветливой избе. В окошке горит свет.
Осторожно стучат в окно. На пороге появляется тот самый Сашка, живой и
невредимый, с керосиновой лампой в руках.
- Вы что, ребята? - и вдруг, при виде их испуганных ошалевших физиономий, он
начинает дико хохотать и не может остановиться.
- Так. Я, кажется, все понял, - тихо говорит чернобородый юному и совсем
безбородому. - Дождется он у меня!
Хохочущий фантазер под белы ручки препровождается лицом в сугроб, после
чего заволакивается в дом. Что было дальше - история, увы, умалчивает.

***
Надо заметить, что и Юрка Джойс, и Ваня Венедиктов - ребята отнюдь не
робкого десятка. Просто зима, Сибирь, темный вечер, свеча и тяжкое
похмелье слились вместе и произвели такой эффект.
И вот что странно и страшно... ни одного из участников этой истории
уже нет в живых. Кроме вьюги, конечно...

 

 

.


 

Интервью у Михаила Калинцева (солло-гитарист "П-ц котенку")

Собеседник - Л. Свидригайлова

- Ну, рассказывай...
- Чего?
- Как ты до такой жизни дошел, почему вдруг занялся музыкой и так далее?
- Ну... вообще-то я музыкой с пяти лет занимаюсь, в музшколе на
балалайке играл. А потом как-то вышло... короче, мой школьный
приятель, Женек, пригласил меня на этой самой балалайке в группу
одного товарища из Безенчука. Ну, такая панковская музыка была, я на
балалайке этой фигачил в дивном угаре, а потом как-то Сашку свернуло
в другую степь, начали всякие баллады играть, а меня по такому случаю
на гитару пересадили...
- Ты пишешь песни?
- А кто ж их не пишет!
- И не обидно играть чужие все время?
- Почему же? Сейчас у нас вообще половина репертуара - мои, Сашка
пишет мало и то, что пишет, исполняет в основном без группы, не
катит его, видите ли, электричество. А мне лично по барабану...
- В таком случае... стандартный вопрос: кто на тебя повлиял?
- Можно, просто списком, без комментариев?
- Конечно.
- Летов, Неумоев, Янка - первая группа личностей. Башлачев, Джойс,
Венедиктов - вторая. Маяковский, Саша Черный, Хлебников - третья.
Мама, папа, брат, сестра, любимый попугай - четвертая.
- Ты вообще как, домосед или не очень?
- В смысле?
- Ну, выбираешься на какие-нибудь фестивали?
- А то! Несколько лет подряд мы всей командой ездили на Грушу -
КСПшников стебать. Ну, потом фестиваль на Белом озере - нежно его
люблю. Очень жалко, что в этом году его не было. Ну, еще бывал
несколько раз на Лире, совсем дикарем, ни с кем не общался, но
концертов старался не пропускать...
- Во как! Ну, тогда и вопрос тебе на эту тему...
- На какую?
- Немножко на тему Лиры...
- А-а!
- Как тебе нравится то, что происходит сейчас в нашей рок-музыке?
- А что, в ней сейчас что-то происходит?
- Ну как... Неужели тебе на Лире никто не запомнился?
- Ну, запомнились... группа "Болезнь Дауна". Потому что ничего более
тупого и неинтересного я еще никогда не слышал. И такие становятся
лауреатами Лиры... Не, кстати, в первый день концерт ничего был.
Парнишка там один, Печерский, кажется, очень ничего себе...
Немножко загрузно, конечно, но сильно. Только что-то во второй день
я его не видел... "Наши" - тоже ничего, только они... как бы это
сказать... перестарки какие-то. В общем, все. А, да: эти самые,
лауреаты... ну, из Воронежа... в общем, ненапряжно, довольно
приятно и мелодично. Теперь точно все.
- Про "известных" ты принципиально не хочешь говорить?
- А че про них говорить, и так про них уже известно... а потом, и в суд
могут подать, все-таки крупные фигуры... Вот скажи я, например, что
Непомнящий похож на сильно откормленного Курта, или там Бычков
- Веня Дркин в глубоком детстве, или что Крижевский (так его,
кажется? Имени, честно говоря, не помню, кажется, то ли Миша, то ли
еще кто-то) откровенно косит под Моррисона и Башлачева
одновременно - так морду же набьют... Ну, первых двух вообще не
беру, не цепляют... а про последнего могу сказать, что своей девушке я
бы не стал советовать это слушать...
- Почему же?
- Не хочу, чтобы у нее крыша поехала...А, вот еще - забавный паренек,
Аникин из Костромы. С таким серьезным выражением петь такие песни
- это уметь надо... Ну, кажется... из КСПшников вообще никого не
помню, из стихочитальцев помню Волкова из Харькова, с тапком, и
какая-то там была девица в красном платье, которая чрезвычайно
эмоционально читала редкостную парашу (пардон!) Теперь, наверно,
все...
- То есть ты не видишь никого особо интересного среди нынешних молодых?
- Интересные есть, и талантливые есть, но вот кого-то такого, кто мог бы
остаться на века... не знаю, вряд ли, очень вряд ли... Может, конечно,
его-то я в этот год и не услышал...
- Ладно. Про других неинтересно, лучше про себя расскажи...
- А что я? Я так, поссать вышел... ну, есть, конечно, планы... Вот к
Новому Году мы собираемся новый альбом выпустить, под названием
"П##дец 20-му веку". Хотя и неправильно, 21 век начинается в 2001
году... но мы просто так подумали, что к 2001-му мы точно успеем, а к
2000-му - вряд ли. Так что вот так... Ну, еще хочу на будущий год
затащить всех наших на Балаклею, очень много про нее слышал и
жалею, что в этом году не побывал. Пожалуй, это все...
- Кто ты по политическим убеждениям?
- Я? Ух... ну, можешь писать, что нацбол, ибо у нас в группе все
нацболы, кроме меня...
- А вот скажи: у вас так много мата в песнях, и даже в названии группы он
присутствует... Не пора ли уже из этого вырасти?
- Не, ты прикинь... Вот в новом альбоме у нас, кроме как в названии, ни
в одной песне ни одного матерного слова, даже просто
нелитературного, даже просто "блин" нет. Во как нас разнесло! А все
потому, что у нас в этом году двое женились, трое влюбились, а
остальные продолжают свой семейный стаж: ну, то есть никто не
развелся. Вот что любовь из людей делает... Блин...
- Ну ты все-таки расскажи о своей группе поподробнее: ну, где записи можно достать,
где вживую вас услышать можно... что-нибудь такое...
- Записей у нас фигова туча, начиная с альбомчика 1995, кажется, года,
под кодовым названием "Дикие сказки провинциального города". Там,
короче, собраны лучшие из старых панковских вещей с 1989 по 1994
год, но в другой обработке: то есть звук не такой грязный, играть
народ более или менее научился и так далее. Заканчивая последней
работой уже 1999 года, она называется "Не проходите мимо"...
- Ну, может, тогда перечислишь всю дискографию, а также состав участников?
- Дискографию, говоришь... х-хе! Ладно, попробуем. Самая первая
запись вообще - 1991 год, концерт в каком-то ДК, она никак не
называется. Потом был еще какой-то концертник, три года спустя:
Потом - упомянутый уже альбом "Дикие сказки..." Ну, дальше: 1996
год - "Параллельные пути" и "Смерть Передонова", 1997 - "Молчи,
печаль", пара концертников и то, что мне больше всего нравится из
всего нашего "творчества" - "Дети подворотен". Потом, 1998, "Черное
небо" и "Считалочка". Ну, и 1999 - "Не проходите мимо". А что
касается состава, у нас в группе постоянных пять человек, трое
приходящих. Из постоянных - Саня Калитин, он же Кыся, вокалист и
гитарист, ну, я на соло-гитаре, Женек - басист (он вообще по паспорту
Евграф, но это уж слишком, фамилия его Задуйвитер, так что вообще),
ну, еще клавишник Петя Заболотный и Касим (он же Максимилиан
Тертычный, так уж жизнь сложилась) - на ударных. Периодически
появляется приходяще-уходящий баянист, сейчас на баяне играет Саша
Сколков, еще духовик (сакс, флейта и куча еще всякого) - с самого
начала этим занимается Паша Аверченко, но он просто иногда уезжает,
и надолго, в разные края, посему считается непостоянным членом
группы, ну, и еще Касимовский брат, Васек, который на всяких
китайско-японских инструментах периодически нам подыгрывает. Но
чаще - на ксилофоне. Вот и все.
- Ну что ж. Успехов вам всяческих! Тебе еще есть, что сказать?
- А то! До свидания, спасибо за внимание! Рок-н-ролл форевер!


Большая часть материалов для этого участка SVAСтены предоставлено Лелкой Свидригайловой в процессе нашего мылобщения и публикуются здесь с ее согласия. Последние обновления за 28.07.2000.

Hosted by uCoz